Продолжим тему современного музыкального искусства. В первой части статьи мы говорили о развитии рок-музыки на западе. Как же проходило укоренение рока в России? Давно замечено, что любое новое веяние в музыке, в живописи, в поэзии, в архитектуре и других видах искусства в нашей стране приобретает свой, совершенно особый оттенок. Так случилось и в этот раз. Впервые в России рок заявил о себе в 60-е годы прошлого века. Не сказать, что он сразу же стал мега популярным, но новое музыкальное направление не могло не заинтересовать молодёжь. Правда, первые исполнительские опыты были лишь слабыми подражаниями западным рок-группам, таким как «The Beatles». В 70-х уже проходили первые рок-фесты в Москве и Прибалтике. Рок довольно долго приживался и подобно хамелеону подстраивался под окружающую обстановку, и, наконец, в середине 80-х появился уже полностью сформированный особый вид рока – так называемый, русский рок. Нельзя не отметить особой тягучести и душевности этого вида рок-музыки в сравнении с западным роком. Возможно, это произошло оттого, что рок, появившись в нашей стране, дал возможность людям открыто заявить о своих чувствах и переживаниях, практически не приукрашивая их, а выплёскивая в словах и музыке такими, какими они есть, так сказать, давая публике дотронутся до оголённых нервов, коснуться души. Итак, в 80-х годах складываются первые российские рок-коллективы. Уже давно и безуспешно пытавшаяся привлечь внимание слушателей, ничем не примечательная группа «Машина времени» (лидер – Андрей Макаревич), вдруг громко заявила о себе. Естественно, столь неожиданный выход «подпольной», то бишь, андеграундной музыки на сцену не мог пройти незамеченным, и группа подверглась резкой критике со стороны СМИ и правительства. Но это не только не ослабило популярность группы, но и вызвало появление и выход из подполья новых рок-банд, таких как: «Аквариум» (лидером которой был Борис Гребенщиков, или БГ), «Мифы» (Г. Барихновский, С. Данилов), «Зоопарк» (М. Науменко), а чуть позже – «Тамбурин», «Странные игры» (впоследствии распалась), «Телевизор», «Секрет», «Кино» (невероятно своеобразная группа, к сожалению, окончательно прекратившая существование после смерти лидера Виктора Цоя, погибшего 15 августа 1990-го года в автокатастрофе), «Алиса» (надо сказать, что группа приобрела истинную популярность только с появлением в ней Константина Кинчева, её бессменного вокалиста и автора песен), «Чёрный кофе», «Динамик», «ДДТ», и, наконец, «Ария», «Сплин», «Чайф». Создавались многочисленные подпольные рок-клубы, печатные издания, специализирующиеся на роке. Русский рок, уже окончательно сложившись, и теперь, продолжая развитие, больше не стремился подобно западной рок-музыке к протесту – он был наполнен лиризмом, поэзией, темами душевных переживаний и человеческих ценностей. Сейчас музыкальная культура в нашей стране уходит в сторону альтернативного рока, более жёсткого, но не теряющего популярности (современные группы, такие как «Jane Air», «5Diez», «Animal Jazz», «Психея», «Слот» и др.) и панка (возникшие чуть раньше «КиШ» («Король и Шут», лидеры – Михаил «Горшок» Горшенёв и Андрей «Князь» Князев), «Кирпичи» (Вася Васин), «Тараканы» (Дмитрий «Сид» Спирин), «Красная плесень» (Павел Яцына), «Сектор Газа» (впоследствии распалась, лидер Юрий «Хой» Клинских), «Гр.Об» («Гражданская оборона», лидер – Егор Летов) и более поздние "Пилот", «Дёргать!», «Lumen», «1,5 кг отличного пюре» и др.). Правда, поклонники более ранних групп не спешат переходить на новые, что, вобщем-то, говорит не о низком уровне сегодняшней музыкальной индустрии, но о высоком мастерстве их предшественников.