Сверхъестественные, таинственные, загадочные явления всегда притягивали людей. Наше увлечение всем потусторонним сродни необьяснимой тяге мотыльков к огню: заворожённые красотой и необычностью пламени, они летят прямиком в обьятия смерти. Эту тягу давно отметили писатели и режиссёры во всём мире, и с удовольствием потворствуют тайным людским желаниям. Не могу сказать, что являюсь экспертом в области вампирской литературы, но я достаточно неплохо в ней разбираюсь. Давайте совершим прогулку от истоков мистической литературы до наших дней. Один из самых популярных жанров в мистике – это, безусловно, вампирский роман. Учёные утверждают, что вампиризмом в народе называли проявления туберкулёза (или чахотки – бледность, кровавый кашель) и порфирии (так называемой «болезни вампиров» - нетерпимость к солнечному свету, вплоть до ожогов, уродующих внешний облик человека, недостаток гемоглобина в крови). Вампиризм – что же это: тяжёлое заболевание или сверхъестественное явление? Страдания и боль или сила и красота? Затворничество или абсолютная власть над людьми? С развитием данного жанра повлялись сотни новых версий и представлений о том, кто же такой вампир. Первым писателем, введшим в литературу явление вампиризма стал Брэм Стокер, написавший полноценный роман «Вампир» - в русском переводе «Дракула» (до него были лишь короткие рассказы или поэмы), в котором рассказывается о первом из вампиров, кровавом и жестоком военачальнике Владиславе Цепеше, состоящем в ордене Дракона (отсюда прозвище – Дракула), спустя много лет. После Стокера жанр вампирского романа начал развиваться полным ходом. Через несколько лет после смерти автора Дракулы, писатель Брайан Ламли издал серию романов «Некроскоп», включающую в себя шесть книг о мире вампиров (параллельном мире в описании автора). Продолжил цепочку американский литератор Уитли Стрибер, опубликовав в 1981 году роман «Голод», также высказав свою собственную версию о происхождении вампиров (он считал, что вампиры произошли от древнеримских демонов-ведьм - ламий). Примерно в это же время (с 1976 по 2003 гг.) нью-орлеанская писательница Энн Райс публикует свои знаменитые «Вампирские хроники», начавшиеся книгой «Интервью с вампиром» (которая впоследствии была экранизирована). Практически после выхода последней книги из этой серии («Гимн крови»), в свет вышла серия «Тайны южных вампиров» писательницы Шарлин Харрис, в которой автор рассказывает об изобретении синтетической крови и последующей легализации вампиров. В 2008 году по данной серии книг был снят сериал «Настоящая кровь». Через три года после публикации «Тайн», мир буквально взорвала «сумеречная сага» Стефании Майер, открывшаяся книгой «Сумерки». Майер также высказала свою особую точку зрения на мир вампиров: в её представлении вампиры – необычайно красивые и умные существа, скрывающиеся от солнечного света лишь потому, что в солнечных лучах их кожа источает яркое сияние; автор подразделяет вампиров на два типа – так называемых «вегетерианцев», не употребляющих человеческой крови, и диких, охотящихся на людей. Упоминается также и исторический конфликт вампиров и оборотней. За эту серию сразу же ухватились режиссёры, и в данный момент уже идёт работа над экранизацией последней опубликованной книги («Рассвет»). Естественно, столь бурная реакция читательской аудитории вызвала шквал новых вампирских романов, но из них могу выделить лишь несколько (так как остальные – не достойные внимания подражания и копии): «Историю одного вампира» Даррэн Шен и «Академию вампиров» Рэйчел Мид, в которых авторы также делают интересные предположения относительно происхождения и существования вампиров. Также, хотелось бы упомянуть, что не только в западной литературе есть романы на эту тему: от А.К. Толстого («Упырь», «Семья вурдалака») и Н.В. Гоголя («Вий», и др.) до современных писателей, таких как В. Панов («Царь горы»), С. Лукьяненко («Ночной дозор», «Дневной дозор» и др.) и В. Пелевин (Empire "V”). Какой будет следующая страница в истории вампирской литературы, можно ли придумать что-то новое в этом жанре? Возможно, уже совсем скоро мы об этом узнаем.